Даша на своих семинарах часто говорит «Вам не нужно себя ломать или чинить. Вы уже целостны и совершенны. Принимайте себя». Обычно она это говорит, когда у человека всплыла на поверхность обида, и он не понимает, что с ней делать. А вправду, что здесь делать?
Представьте, что перед вами стоят две тарелки. Одна — разбитая и очень любимая с самого детства.
А вторая — белая, ничем не примечательная из сотен других, но целая.
Допустим, вы выбрали белую. Вы её берёте и возвращаетесь домой. С чувством спокойствия и гармонии. Рядом с вами тоже идут люди с такими же практичными белыми тарелками. Вы им улыбаетесь, они — вам, и вы даже уже забыли, что когда-то жили с разбитой тарелкой.
Вдруг навстречу с криками и шумом выбегают дети. Откуда? Почему все в красках? Что с ними?
А дети кричат:
— Представляете, там есть огромная лавка с красками! Гуашь, акварель, тысяча цветов! Можно рисовать, сколько хочешь! Вам показать дорогу?
— Вот ещё. Зачем мне? Мне нравится моя белая тарелка. Не нужны мне краски, лишь бы тарелка была целой.
И это нормальный выбор. Выбор человека, который помнит, что такое разбитая тарелка. Чувство целостности важно вернуть. Потерять его снова или впустить еще одну новую перемену совсем не хочется.
— Пожалуйста, пусть просто моя тарелка будет целой и невредимой.
Но часть людей рискнули и направились в лавку красок. Не умея рисовать и не зная, что их там ждёт. Оказалось, что кто-то в лавке рисует с рождения, и уже стал известным мастером. Кто-то проделал большой путь, прежде чем узнал, что можно поменять разбитую тарелку на целую, и теперь не спит ночами, чтобы создать то, о чём всегда мечтал. Все творят и днём, и ночью, и рады новым гостям!
Счастливы и белые, и росписные тарелки. В проигрыше только разбитые.
А выбирают чаще именно их.
Вот такая дилемма выбора.
5 комментариев
Андрей
25.08.2015 at 16:14Красиво, но непонятно, в чём проигрыш разбитых тарелок.
И почему мы уже целостны? Если только потенциально – но этот потенциал ещё нужно реализовать. Каждый человек способен выучить иностранный язык, но не всякий знает толком даже свой родной.
Marie
25.08.2015 at 19:04В том, что разбитые остаются разбитыми. Если человек приходит к психоаналитику с мыслью, что с ним “что-то не так”, что у него были не те условия в детстве, не те обстоятельства и не то образование, то для изменений ему стоит увидеть достаточность в том, что у него есть или было.
О потенциале я ещё подумаю. У меня нет ответа, почему всё, что заложено в человеке, со временем не раскрывается.
Андрей
26.08.2015 at 09:27Мне бы хотелось об этом поподробнее подумать. Кое-что здесь мне всё равно непонятно. Если человек объясняет свои проблемы так, что во всём виновато что угодно и кто угодно, только не он, с одной стороны – это бесперспективно. Всё таки будет, ничего не изменится. С другой стороны, многие так живут и по-своему вполне довольны. Они могут упиваться своей обидой на родителей, на окружение, на весь мир, и в этой обиде быть настолько счастливы, как нам и не снилось.
И про целостность – тоже есть о чём подумать. У Юнга есть понятие целостности, но у него это не изначальное состояние, а – итоговое; это цель развития личности, к которой очень и очень не просто прийти. Более того, по его мнению, путь к целостности личности – опасен, по нему можно пойти и заблудиться, потерять себя, саморазрушиться, так ничего и не обретя. То есть это вообще не шутки. Потому что в человеке есть такие глубины, постижение и освоение которых – сложная задача. При таком раскладе получается, что некоторые потенциалы лучше и не раскрывать.
Конечно, хочется думать, что в нас скрыто только хорошее, но это не обязательно так.
Marie
26.08.2015 at 11:09Андрей, удивительно то, что я придумала эти тарелочки именно в тот вечер, когда увидела, как мысль может вести к саморазрушению. Причём долгое время я вообще не понимала, как такое возможно, ведь у каждого есть “инстинкты самосохранения”.
А сейчас понимаю, как это работает.
Если идти по следам Юнга, то получается погоня за несуществующей целостностью. У него целостность как мираж и идеал.
А если брать целостность как отправную точку, то постепенно мысль приведёт к этому состоянию в реальности.
То есть механика состояний как раз в том, что они не в будущем, а в настоящем.
Андрей
26.08.2015 at 14:03Может, речь о разных цельностях идёт. Со словами ведь вечная путаница. То разными словами называют одно и то же, то одним – разные вещи.
Или дело в разных способах самопознания – рациональном и иррациональном. Или ещё в чём. Юнг-то имел дело с людьми с серьёзными психологическими проблемами (вплоть до безвозвратно больных), это не могло не оставить свой след…
Инстинкт самосохранения – это не единственное, что есть в человеке. С таким же успехом можно стремиться к саморазрушению, как это нам не покажется странным. Понятно, что если тяга к саморазрушению очень сильна, такие люди долго не живут, но если интенсивность поменьше, можно убивать себя медленно. Эту тему первая разрабатывала ещё ученица Фрейда Сабина Шпильрейн, и он ввёл в свои построения соответствующий термин – мортидо. С такой логикой: в человеке есть две главные силы: либидо и мортидо, т.е., в широком смысле, тяга к жизни (созиданию) и к смерти (разрушению).
Ты счастливый человек, если тебе до сих пор не приходила в голову мысль о том, что в нас есть что-то саморазрушительное.