Несмотря на то, что «перезагрузка» идёт полным ходом и нужно решать ряд бытовых вещей, у меня случилось настоящее открытие, которым хочу поделиться! Я разгадала Дэвида Линча! Эврика! Я наконец-то поймала его источник творчества! Не прошло и 5 лет! И это напрямую связано с восточной волной и эзотерикой!
Давайте по порядку!
В 19 лет, в то славное время, когда появляется нормальный Интернет, социальные сети и возможность смотреть фильмы в любое время дня и ночи, у меня был пик интереса к кино.
Пик интереса – это значит, что я ночами смотрю вступительные экзамены в другой универ с мыслью «А может я режиссёр?», хожу на курс «Анализ фильма» и учусь делать раскадровки по «Криминальному чтиву». Это так пару фактов, чтобы стало понятно, что значит «Маше что-то интересно».
Однажды вечером я начала смотреть фильм Линча «Шоссе в никуда». Это было первое знакомство с Линчем, и он мне, мягко говоря, показался неадекватом в сотой степени. А девушка я тогда была более-менее рациональная, поэтому после просмотра я ещё часа 2 пыталась понять, о чём фильм. Даже не так.
В голове были вопросы: «Какой был сценарий? Был ли он? Как Линч объяснял актёрам, о чём фильм? Как он сам в голове строил связи между сценами?» Я рисовала на бумаге сцены, пытаясь их как-то соотнести, выстроить во что-то цельное. Ведь у режиссёра однозначно есть эта цельность! И ничего не получалось.
В итоге Линч остался большой загадкой для меня, которую я отложила на неопределённое время, зная, что ещё вернусь к нему.
И вот сейчас у меня были выходные затишья, никуда не хотелось выходить, а захотелось посмотреть чёрно-белое кино. Без красок, чтобы не было ничего лишнего. Только сюжет и всё.
В первый день выбор пал на «Дорогу» Феллини, а во второй на «Человека-слона» Линча.
Опущу свой восторг (до слёз) от «Человека-слона» и глаз молодого Хопкинса. Очень советую посмотреть, когда будет немного грустно и появится свободный вечер. Фильм под настроение, но стоит того, чтобы посмотреть, хотя бы один раз.
После «Человека-слона» я стала искать интервью с Линчем, и я нашла его книгу, которая называется… «Поймать большую рыбу. Медитация, осознанность и творчество».
Вот оно!
Линч! Старина! Ну наконец-то мы с тобой говорим на одном языке! Оказывается, Линч практикует трансцендентальную медитацию вот уже 40 лет и основал «Фонд Дэвида Линча для развития идеального образования и укрепления всеобщего мира».
Скачиваю книгу, читаю первое предложение: “Идеи подобны рыбам”. А ровно 4 года назад у меня была заметка, которая начиналась со слов “Идеи как бабочки”.
Понимаете разницу? Бабочки и рыбы?
Искать вдохновение во вне или погружаться на глубину?
Я не могла понять Линча в 19 лет, потому что мы смотрели с ним в разные стороны: он в океан, а я на небо. Сейчас же я подписываюсь под каждым его словом.
Идеи подобно рыбам. Если хотите поймать мелкую рыбёшку, оставайтесь на мелководье. Но если вам нужна крупная рыба, придётся идти на глубину. Там, в глубинах, рыбы мощнее и чище. Они крупнее и абстрактнее. И невероятно красивы. Я ищу рыб определённого вида – тех, которых можно перевести на язык кино. Но на глубине плавают разные рыбы: для бизнеса, спорта. Есть рыбы на все случаи жизни.
Всё существующее в мире возникает из самой глубины. Современные физики называют этот уровень Единым полем. Чем шире ваше сознание – и ваша способность осознавать, – тем глубже вы можете проникнуть в это поле, и тем крупнее будет ваша добыча. © Дэвид Линч
Я понимаю, что мой восторг может быть не до конца ясным, но знаете, я просто очень рада, что в этом мире есть человек, который соединяет мир арт-хауса и Голливуда, который прекрасно реализует себя как режиссёр и остаётся верен себе, своим идеям, своей картине мира и не боится показать её широкой публике.
Сегодня у меня появился не просто любимый режиссёр, а режиссёр-друг. “Странный” и очень-очень талантливый друг.
Книга читается на одном дыхании. Во второй части я поделюсь цитатами, которые мне больше всего понравились и которые лучше меня объяснят, что таит в себе медитация.
Скачать книгу можно здесь.
3 комментария
Андрей
20.05.2015 at 16:36Я слышал об этой книге, но пока не читал. Достаточно и фильмов Линча, чтобы понять, что он не ищет лёгких путей.
“Человек-слон” – один из самых его доступных фильмов (есть ещё “Простая история”) и, наверное, самый по-человечески трогательный; из тех, что может произвести большое эмоциональное впечатление. (Если бы ты начинала знакомство с Линчем с этой ленты, возможно, и мнение о нём с самого начала было несколько иным?)
marie
20.05.2015 at 20:41Ты прав!
Я даже не представляю, насколько чувствительным человеком нужно быть, чтобы в начале своей карьеры взяться за “Человека-слона”. И какие бы ужасы потом не снимал Линч, за всеми его кадрами стоит огромная глубина.
Андрей
21.05.2015 at 10:12Это чем-то напоминает то, что порой говорят, глядя на картины абстракционистов и т.п. – мол, так-то каждый сможет, а попробуй в нормальной реалистичной манере нарисовать.
Линч, можно сказать, сразу показывает, что он умеет и так – внятно рассказать простую историю, вся чертовщина которой проявляется только в человеческой жестокости по отношению к несчастному калеке.
Да, глубина… Интересно, что он покажет в продолжении “Твин Пикса”? (вроде бы, согласился-таки его снимать)