Впервые за долго время я танцевала, и это был семинар «Мера близости» с Натали. Я впервые танцевала в зале в Королёве — это небольшой зал, рассчитанные человек на 12. Нас было 16, и тем интереснее было слушать себя в отношении темы близости в столь небольшом зале.
И особенно остро на нём я почувствовала, сколько всего изменилось во мне и в моём танце. Я так хорошо помню свои ощущения от семинаров в 2016-2019 годах, что оставлю здесь небольшие заметки на память. Публикую, чтобы они стали чуть яснее для меня, но, увы, это не значит, что в них появляется больше ясности для случайного читателя.
Про дистанцию
Во мне есть та, кто любит дистанцию. Я сохраняю дружелюбность, но внутренне держу расстояние и неохотно его сокращаю. И вот я заметила, что сейчас мне намного легче с кем-то идти в упражнения или включаться в чужой танец, где-то даже я ищу этого контакта, и мне хочется этого взаимодействия. Раньше я приходила на семинар просто, чтобы качественно провести время с собой, чтобы что-то устаканить внутри. Возможно, раньше у меня была намного интенсивнее внутренняя жизнь, и она требовала большего переключения на тело, чем сейчас. Сейчас же именно разворот в сторону партнёрства во время танца был очень не привычен.
При этом если партнёр подходит слишком близко или не даёт мне достаточно воздуха, то я понимаю, что это too much для меня и предпочту вернуться к расстоянию. И это привело меня к мысли, что сколько бы нового опыта в отношениях в реальной жизни я ни получала, у меня всё равно есть некая «красная линия» — зона, где требуется значительная дистанция, даже в том, что люди называют «любовью» или «дружбой». И я принимаю это как данность, как некий каркас, который мне присущ в длительных отношениях. Он может удивлять, об него можно спотыкаться, но он есть. И я сомневаюсь, что это можно изменить.
Привет в прошлое
На многих участниц семинар я смотрела, как на себя 5-6 лет назад. Я буквально знала, что они чувствуют, считывала это пограничное состояние, когда одному в тысячу раз комфортнее, чем в паре, и при этом есть внутреннее фоновое размышление — какая я в паре? как я двигаюсь с партнёром? что я ищу в приближении и отдалении? Этот фон я бы назвала «потенциал партнёрства» — он может быть тяжёлым или лёгким. Иногда себя с усилием в него выводишь, а иногда влюбляешься в чужое двиежние и тянешься к нему.
У меня было два упражнения с «прошлыми версиями» себя, и я почувствовала, что хорошо ориентируюсь в отливах и приливах тех, кто держит дистанцию. Я могу быть невероятно полезным (целительным?) партнёром для этих людей. Я даю им столько свободы, сколько и сама бы хотела. Вижу, как стопа уходит назад — и делаю шаг назад. Чувствую, как становится спокойнее — и расстояние с трёх метров сокращается до одного, а потом ещё чуть-чуть. Я получаю колоссальное удовольствие от того, что могу плавать в этом океане доверия-недоверия. Я стала сама устойчивей и надёжней для другого — у меня не было неопределённости в моих мотивах сближения или отдаления.
Пространство по диагонали
Моё любимое упражнение, когда зал разделён на 2 части: в одной ты можешь быть один и никто не может тебя позвать в партнёрство, а во второй — ты готов к взаимодействию. О, сколько нюансов в этом упражнении!
В 2019 я обожала свою соло-половину. Я прям кайфовала, что вот есть кусочек пространства, где не нужно вмещать в себя другого или фоново замечать чужие движения. Как же это прекрасно! В 2025 я смотрю на соло-зону как на знакомое до последнего дюйма место. И не чувствовала туда импульса. Там, где мне теперь интересно — это часть с взаимодествием. В 2019-м я ходила по границе зон, буквально по верёвочке, и наблюдала, где мне лучше. Я прыгала из одной части в другую с любопытством, но желая быть в соло. Заходя в партнёрскую часть, я чувствовала некое бремя: будто если я перешла линию, то мне нужно было с кем-то встретиться взглядом и потанцевать. В 2025 я танцую в партнёрской части в двойках/тройках/четвёрках — я вообще не тратила силы на выбор партнёра, я просто танцевала с тем, кто рядом, и мы находили что-то совместное в этом. Это было настолько легко и неперегруженно, что просто диву даёшься, как — кааак — это всё происходит с одним и тем же человеком. Со мной.
Гармония близости
Мера близости может считываться как нечто, что требует паузы и остановки. Я же думаю, что там скрывается слово «гармония». Соразмерность всех элементов между собой. Когда гармония есть — близость естественна, когда нет — она нарушаетя.
О поддержке
Я поражаюсь поддержке снова и снова. На своем глубинном уровне я её не ожидаю. Поэтому каждый раз, когда она возникает — на семинаре, в жизни, в сценах фильмов — внутри меня что-то рассыпается: «Вы правда это делаете просто так? Без моей просьбы или моего ожидания? Ты просто решил повторять движения за мной и так меня поддержать?». Я совершенно безоружна перед поддержкой.
Финальное упражнение — подумать о том, что сейчас далеко, но к чему хочется приблизиться. И я взяла сферу работы, потому что здесь как раз есть небольшой конфликт: часть меня хочет классную команду, понятные месседжи, быть транслятором чего-то значимого, а другая часть — ценит тишину, хочет включаться проектно на ограниченное время. Я сейчас предельно далека от того, чтобы быть рупором, и мне достаточно хорошо быть отшельником, но уже хочется чего-то большего.
В этом упражнении я поняла, что на уровне тела невозможно одновременно и расправить плечи, и закрыть/укутать/обнять себя. Это два разных движения. Я либо выбираю укутывание, либо распрямляю плечи. Возможный компромисс — это когда лежишь на полу с руками за головой и смотришь на потолок. Вот в этой позе мечтателя что-то есть, какой-то баланс свободы/полёта и комфорта. Но я пока не придумала, как это связать с реальной жизнью.
После семинара, уже во вторник, я снова подумала о сфере personal knowledge management — и даже написала одному человеку по поводу партнёрской программы. И уже после письма поняла: это танец меня привёл на сайт и во вкладку «партнёры». И тогда я подумала о партнёрстве в работе — ведь это тоже большой навык включаться, ценить партнёра, помогать ему и одновременно не терять свой интерес. Наверное, впервые танец перешёл на сферу работы, а не отношений. Тем и интереснее! Уезжаешь танцевать на 8 часов, а потом наблюдаешь последствия.
***
Спасибо, если прочитали! Пару лет назад Натали мне сказала, что чувствовал близость со мной именно через тексты. И это правда. Текст — это, возможно, единственный способ, позволяющий мне быть в тишине и при этом строить мостик к другим. Я никогда не могу произнести то, что пишу, глядя в глаза другому человеку, но когда пишу, то знаю, что это нужно не только мне. Тем и поддерживаю себя:)
See you!
(по мотивам семинара «Мера близости», 27 апреля 2025)
No Comments