На выходных снова танцевала freedomDance, и пока другие события не перекрыли впечатления, расскажу, что не отпускает меня целую неделю. Свидетельствование танца.
Загадка танца в том, что танцующий никогда не сможет увидеть свой танец. Также мы никогда не можем увидеть своего лица. Нам необходим Другой, чтобы быть видимыми. При этом оставаясь собой и продолжая свой танец.
***
В 17 лет примерно в это же время, в марте, к нам в ЕГУ приезжал Александр Каминский с тренингом про тело и контактную импровизацию. Мы встречались по выходным, и в конце курса у нас было задание станцевать импровизацию с педагогом.
На глазах у группы.
Для меня это был очень страшный момент: я совсем не чувствовала и не знала своего тела, в нем не было еще текучести, было много угловатости и стеснения.
В том танце было чересчур много усилий, я будто хотела стать той воображаемой танцующей девушкой, которой стала теперь.
Тем не менее, именно тогда был преодолен первый страх быть увиденной другими во время импровизированного танца.
И вот прошло 8 лет.
Снова март, снова чувствую приход чего-то нового перед днем рождения и первый день танца провожу с мыслью, что двигаюсь не так, как хочется. Тело слушается, оно в прекрасной форме, а говорит не то, что ему действительно хочется.
Каждый день у нас было время для соло танца: больше 30 человек садится по одну сторону зала, чтобы дать возможность Другому станцевать то, что просится изнутри. Без музыки.
Я не смогла выйти в первый день, потому что не слышала своих движений.
Я вышла во второй день.
Шаги до «сцены» давались легко. А потом пришло пронзительное волнение.
В дыхании была прерывистость и дрожь. Ловлю мысль, что дыхание изменилось, пробую успокоиться, но понимаю, что через секунду начнется танец. О нет, Сейчас.
Это был невероятно концентрированный момент времени: волнение, новое дыхание и необратимость движения. Что я делаю? Что дальше делать? Зачем я здесь?
Смутно помню свой танец, скорее, фрагменты и переходы. Я вернулась на свое место с полным ощущением перемены.
Перемена произошла до танца, а не после его. Как будто некое вещество попало меня, и мне необходимо было выразить его через движение. До танца.
Это было первое открытие.
***
Второе — случилось после.
Никто не обсуждал танец другого человека, потому что нет ничего интимнее выхода на такую сцену.
И я не ожидала тоже, что услышу что-нибудь про себя.
Внезапно в конце дня ко мне подошла одна женщина из Петербурга и так нежно взяла за руку со словами «у меня тоже скоро день рождения, и я чувствую перемены, о которых ты говорила. Мне было очень близко, что ты танцевала».
..У меня нет слов для ответа. Я ведь даже не видела, что делала. Все осталось в том танце.
А на следующее утро меня обняла другая женщина со словами «мне твой танец дал очень много вдохновения».
И мне снова нечего было сказать.
Конечно, чтобы ни было сказано, люди говорят о себе и про то, что уже в них есть. Однако это были самые драгоценные слова, которые я когда-либо слышала. У совершенно незнакомых мне людей отозвался танец. Танец, который никогда не смогу воспроизвести вновь.
Целую неделю живу с чувством, что можно просто быть. Просто танцевать — и невзначай делиться чем-то очень сокровенным и важным для других. Это ощущение невидимых ниточек между танцующим и смотрящим, удивительная хрупкость момента и благодарность за волшебный исцеляющий взгляд Другого.
No Comments