SaMarieTa.

Everything changes.

Братья Люмьер: как начиналось кино

02.26.2018

Зимним днём 13 февраля 1895 года братья Люмьер впервые представили миру синематограф. Аппарат, который полностью изменил взгляд человека и задал развитие самой магической сфере искусства — кино.

История кино началась немного раньше, чем мир увидела первые фильмы братьев Люмьер.

Два господина поспорили о том, как скачет лошадь: находятся ее ноги постоянно на земле или нет? За разрешением спора они обратились к Эдварду Мейбриджу, который придумал, как определить победителя. Он поставил 16 камер в ряд и от них протянул веревку. Лошадь пробегала мимо камер, задевала веревку, шторки фотоаппарата опускались — и перед господинами появлялся неопровержимый факт. Лошадь парит над землей.

Эксперимент Эдварда Мейбриджа с серийной фотографией.

Эдвард Мейбридж запечатлел движение лошади. То, что не удавалось сделать фотографии. Всё бы хорошо, но 16 камер для секундного движения — это слишком много. Представьте, каково таким способом снять целый фильм?

Гений Томаса Эдисона решил эту непростую задачку через изобретение кинетографа («кино» — движение, «графо» — пишу) в 1894 году. Первая плёнка могла снять максимум 50 секунд, при этом сам кинетограф весил 250 кг. Это значит, что «оператор» мог только поставить аппарат неподвижно перед сценой и делать короткую фиксацию движения. Так, например, выглядит фильм Эдисона «Силач».

Вопрос: если первые фильмы были от Эдисона, то почему же кино начинается с братьев Люмьер?

Братья Люмьер назвали свой аппарат синематограф. Он весил всего 16 кг, мог снимать, показывать изображение и позволял даже делать копию плёнки. Удивительная комбинация, которая в разы превосходила аппарат Эдисона. Впрочем Эдисон и не делал ставку на свой кинетограф. Он видел будущее за фонографом и за ещё десятком своих других изобретений. Так что братья Люмьер получили свою славу сполна, а имя Эдисона тоже не кануло в лету.

Фильмы братьев Люмьер

Братья Люмьер организовали первый публичный показ 28 декабря 1895 года. Кто бы мог подумать, что эти новогодние дни станут началом новой большой визуальной эпохи?

Напомню, что на одной плёнке помещался хронометраж в 50 секунд, поэтому за один показ Люмьер могли показать несколько своих фильмов. Остановимся на некоторых их них.

«Выход рабочих с фабрики Люмьер» — это первые 50 секунд в жизни человека, когда он увидел движение не в жизни, а на экране. Он видит не нарисованные две картинки, которые ему показывал ранее «волшебный фонарь», а настоящую жизнь, проступающую с экрана.

Волшебный фонарь.

Выходящих людей из фабрики очень много, они движутся в разные стороны, и у зрителя не остается сомнений, что это именно реальное движение. А еще люди куда-то уходят за границу кино и приходят откуда-то из-за ворот. Принципы линейной перспективы братья Люмьер прекрасно знали.

Другая особенность первого фильма заключается в единственной точке съемки и однокадровости фильма. Братьям Люмьер относились к синематографу как к средству для создания кинохроники. Им важно было запечатлеть момент, и не важно, есть ли история у фильма, вызывает ли он эмоцию, имеет ли законченную структуру.

Однако с каждым фильмом Люмьер можно наблюдать новые ходы и приёмы.

Например, посмотрим фильм «Кормление».

Первое, что бросается в глаза при просмотре, — это средний план семьи. Однако это не сильно удивляло парижских зрителей — ведь в живописи и фотографии тоже можно было использовать разные планы.

Этот фильм — первое погружение зрителя в интимную жизнь другого человека через экран. Мужчина слева — это сам Люмьер. Братья сняли личную историю, которая знакома каждому, у кого есть ребёнок. Кино стало вызывать чувство сопричастности, а ещё и новые эмоции, которых не было у зрителя минуту назад до просмотра.

Но интрига этого фильма заключается в…колыхании деревьев. Деревья в этом фильме служат фоном. Движущимся фоном. Раньше человек мог видеть такие же деревья в театре, где они были неподвижными декорациями. А здесь они колышутся! Как так? Значит, это не декорации, значит, это точно реальность! Как же тут не прийти в смятение милому парижанину?

Давайте посмотрим фильм «Разрушение стены». Уровень режиссуры братьев растет с каждым днем.

Вы оценили, как усложнился фильм по сравнению с выходом рабочих? Во-первых, вы заметили обратный ход времени, или реверс. Для этого эффекта киномеханик должен был в начале крутить ручку вперед, а затем обратно. Чем не первый спецэффект? Во-вторых, здесь уже есть некоторая драматургия: начало, развитие, кульминация, развязка действия.

Это не просто стремление показать движение, а показать необратимое событие. В отличие от кормления младенца у нас есть динамика в состоянии предметов: стена была целая, а затем стала разрушена. Именно переход через это изменение наделяет фильм событийностью.

В-третьих, именно здесь проявляется киногеничность. Кино в отличие от фотографии сфокусировано на выразительности движения. Братья Люмьеры искали именно те моменты движения, которые будут смотреться эффектно и красиво. В данном случае разлетающееся облако пыли — это именно киногеничный момент. Фотография не в состоянии передать эту динамику.

Переходим к финальному фильму «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота».

Возможно, вы слышали историю того, как люди испугались в зале, думая, что поезд движется на них. Если быть объективными, то любой зритель в зале поймёт, что злой рок его миновал и поезд проехал мимо, по диагонали. Диагональная перспектива — это приём, который придаёт данной картинке объём. Здесь также используется комбинация трёх планов: общий (как в фильме про рабочих), средний (как при кормлении) и крупный планы. Причём не просто крупный план, а именно стремительное укрупнение. Еще никогда человек не видел такое быстро увеличение размеров предмета, который физически не присутствует сейчас для него. Поезд увеличился в 5 раз за 7 секунд.

Вот где таится загадка и слава прибывающего поезда.

Люмьеры постоянно искали новые моменты для съемок и даже приезжали в Москву, снимали небольшие хроники на улицах города.

Например, в их синематограф попала Тверская улица. И смотря на эти кадры хочется только радоваться, что братья оставили такую память о себе для целого города.

Источник:свободный пересказ лекции Дмитрия Купова о немом кино.

Яндекс.Метрика